Торжественное открытие памятника Г.П. Моисеенкову на территории Краснооктябрьской школы (с. Маньково) состоялось в понедельник 27 сентября в день 78-й годовщины освобождения Краснинского района от немецко-фашистских захватчиков. В церемонии открытия скульптуры Героя приняли участие председатель Совета областной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, депутат областной Думы генерал-майор авиации в отставке Виталий Владимирович Вовченко, глава муниципального образования «Краснинский район» Сергей Архипенков, представители общественности района и Мерлинского сельского поселения.
Справка:
Медали за город Будапешт, как поётся в великой песне на стихи М.В. Исаковского, у Григория Моисеенкова нет, хотя останки его тела захоронены в центре венгерской столицы на мемориале советским воинам, её освобождавшим. И захоронен прах гвардии капитана Моисеенкова на самом почётном месте – рядом с могилами парламентёров, которые под белым флагом пошли на переговоры с командованием немецкого гарнизона с предложением капитулировать и избежать массового кровопролития с обеих сторон, но были расстреляны эсэсовцами.
Не увидел и никогда не увидит Григорий Петрович Моисеенков и медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, которой он был удостоен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1956 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга. Не увидел, потому что «Золотой Звездой» Героя и орденом Ленина награждён посмертно. А подвиг, за который Григорий Моисеенков удостоен высочайшей награды Родины, был совершён им на территории социалистической Венгрии, при ликвидации контрреволюционного мятежа. Г.П. Моисеенков служил начальником снабжения горюче-смазочными материалами 315-го стрелкового полка 128-й гвардейской стрелковой дивизии, дислоцировавшейся в Прикарпатском военном округе.
В октябре 1956 года в Венгрии начался путч, и полк Моисеенкова в составе Особого корпуса советских войск и войск стран Варшавского договора вступил в борьбу с формированиями мятежников, которых поддерживал оружием и деньгами Запад, находившийся уже в активной фазе холодной войны с СССР.
Зёрна мести стали давать всходы и в душах мадьяр, воевавших в рядах вермахта в 1941-44 годах на Восточном фронте и пленённых частями Красной Армии. После войны около 30 тысяч этих вояк были отпущены советским правительством в Венгрию. И вот через десять лет многие из них, имеющих боевой опыт, примкнули к студентам-мятежникам и уголовникам, которых выпустили из тюрем. Так что сегодня под формулировкой «венгерские события» следует понимать боевые действия с обеих сторон: советские воины, руководствуясь принципами пролетарского интернационализма, отстаивали завоевания социализма, добытые в битве с гитлеровской Германией; целью же путчистов было, как говорилось в приказе №1 Главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами маршала Г.К. Жукова, уничтожение народно-демократического строя, ликвидация революционных завоеваний трудящихся и восстановление в социалистической Венгрии старых помещичьих капиталистических порядков.
Гвардии капитан Григорий Моисеенков своим воспитанием и биографией, как и большинство молодых людей его поколения, целиком и полностью обязан Советской власти. Родившись в крестьянской семье 22 марта 1915 года в деревне Середнёво Краснинского уезда, Г.П. Моисеенков после окончания семилетки поступил в Климовичский сельскохозяйственный техникум, там получил специальность агронома. В армию призван в январе 1937 года, служить начал в 27-й кавдивизии, командованием которой и был направлен на учёбу в Ленинградское военно-ветеринарное училище. Вскоре после выпуска младший лейтенант Моисеенков в составе 449-го стрелкового полка 144-й стрелковой дивизии, а затем в составе 558-го стрелкового полка 142-й стрелковой дивизии участвует в 1939-1940 годах в советско-финской войне. Его аттестация за этот период гласит: «В бою вёл себя храбро, мужественно и дисциплинированно». За тремя словами «храбро, мужественно, дисциплинированно» – жестокая реальность войны, о которой говорили заштопанные дырки от пуль в шинели Моисеенкова и четыре убитых под офицером коня!
В Великую Отечественную войну Григорий Моисеенков сражался на Ленинградском фронте.
В блокадном городе в тяжелейшем в 1942 году Григорий Петрович вступил в ряды ВКП(б) – Всесоюзной Коммунистической партии большевиков – поступок, который говорит о вере советского человека в силу партии Ленина-Сталина, партии, которая приведёт народ и армию к победе над ненавистным врагом.
Г.П. Моисеенков перенёс все тяготы блокады, сердце его обожжено её жестокостью – блокада лишила Григория Петровича жены и сына. Так что медаль «За оборону Ленинграда» была для Моисеенкова не только за его участие в прорыве блокады, но и горьким напоминанием о трагических днях и народной блокадной эпопеи, и его личной. Да, на груди у боевого офицера Григория Моисеенкова засияет рубиновой эмалью орден Красной Звезды, солнышком засветится медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», однако всякий раз, когда перед парадным построением капитан приводил в образцовый порядок форму, медали «За оборону Ленинграда» ухода и тепла рук её обладателя доставалось чуточку больше, чем другим наградам.
В послевоенные годы Г.П. Моисеенков продолжал службу в Советской Армии. В 1953 году он заочно окончил военную академию тыла и снабжения, затем курсы усовершенствования офицерского состава в военно-техническом училище. Мирная жизнь помогла Григорию Петровичу создать новую семью, в которой появились двое сыновей Александр и Валерий. В августе Моисеенков получил назначение в 315-й гвардейский горно-стрелковый полк 128-й гвардейской горно-стрелковой дивизии на должность начальника снабжения горюче-смазочными материалами. Дивизия дислоцировалась в Прикарпатском военном округе.
23 октября 1956 года дивизия была поднята по боевой тревоге с задачей пересечь границу, войти в Будапешт и вместе с другими частями Советской Армии взять под охрану ключевые объекты города. 315-му полку, где служил Г.П. Моисеенков, было приказано обеспечить ввод основных сил дивизии на территорию Венгерской Народной Республики. Основная тяжесть по выполнению приказа, утверждает сайт «Герой-гвардеец» авторитетного сообщества «Военная история», легла на танковый батальон полка. Стремительный марш потребовал большого расхода горючего. Но тылы отставали, и гвардии капитан Моисеенков получил приказ организовать доставку горючего с полевого склада. Первая часть операции прошла успешно – танки были заправлены, но на обратном пути колонна бензовозов подверглась нападению мятежников. Боевой опыт фронтовика подсказывал Моисеенкову – надо прорываться, тем более развернуть колонну на узкой просёлочной дороге и возвращаться к танкистам – значит, подарить противнику возможность уничтожить машины и их экипажи.
Григорий Петрович дал команду двигаться вперёд с максимальной скоростью, а сам с группой бойцов на последней машине взялся осуществлять прикрытие.
Мятежники, поняв, что основная колонна прорвалась и ушла, весь огонь сосредоточили на горстке советских воинов. Повстанцы, выкатив на прямую наводку пушку, открыли беглый огонь по занявшим оборону бойцам Моисеенкова. Капитан был контужен, но продолжал руководить обороной:
– Держимся, друзья! Помощь придёт!
Однако бой был скоротечен, а силы неравны. Бойцы Моисеенкова уничтожили 28 мятежников, но и погибли сами. Контуженного и израненного Григория Петровича путчисты захватили в плен, пытали, требовали от него измены, а потом облили бензином и подожгли. Горящим факелом уходил из жизни гвардии капитан Моисеенков, уходил верным присяге воина Советской Армии, уходил, до конца выполнив боевую задачу.
Подвигу Григория Моисеенкова – 65 лет. Память о Герое запечатлена на мраморной стеле монумента, воздвигнутого в городке Ульяновского военно-технического училища в память о тридцати выпускниках, павших при исполнении воинского долга. В центре посёлка Красный в 2010 году открыта галерея с барельефами Героев Советского Союза – земляков, в которой почётное место занимает, конечно же, портрет Г.П. Моисеенкова.
На примере героической жизни Григория Петровича Моисеенкова воспитывают своих питомцев педагоги Краснооктябрьской школы (с. Маньково), которую заканчивал когда-то Григорий Моисеенков. У главного входа в школу – мемориальная доска в память о выпускнике, именем Героя названа одна из улиц села. В школьном музее боевой и трудовой славы под руководством организатора по воспитательной работе Нины Максимовны Петровой учащимися собраны материалы о Г.П. Моисеенкове.
Григорий Александрович Моисеенков искренне благодарил Константина Фёдоровича Куликова за создание достоверного образа дяди и передачу его характера через такой сложный материал. А ещё Г.А. Моисеенков удовлетворённо заметил, что дядя обрёл – уже в натуре – полный комплект наград, которых его удостоила Родина, среди которых и медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и бесценно любимая – «За оборону Ленинграда».
На фото: Моменты церемонии открытия памятника Г.П. Моисеенкову; В.В. Вовченко и скульптор Константин Поляков; У бюста: слев-направо глава муниципального образования «Краснинский район» Сергей Архипенков, председатель Совета областной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, депутат областной Думы генерал-майор авиации в отставке Виталий Вовченко, писатель Владимир Королёв, племянник Г.П. Моисеенкова Григорий Александрович Моисеннков, автор памятника скульптор Константин Куликов, юнармейцы.